Адресная государственная социальная поддержка – это оказание адресной государственной социальной поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума. При наличии в семье (у одиноко проживающего гражданина), претендующего на оказание адресной государственной социальной поддержки, потенциала для выхода из трудной жизненной ситуации, между учреждением социальной защиты и семьей заключается социальный контракт, которым предусматриваются взаимные обязательства сторон по повышению уровня жизни семьи или одиноко проживающего гражданина. На основе социального контракта специалисты учреждения социальной защиты с участием заявителя разрабатывают программу социальной адаптации семьи на период действия социального контракта.
Величина прожиточного минимума по Нижегородской области за 2 квартал 2020 года составляет:
- трудоспособное население – 11 540 рублей;
- пенсионеры – 8842 рубля;
- дети – 11031 рубль.
Социальная поддержка на основании социального контракта предоставляется по следующим направлениям:
- Поиск работы и трудоустройство.
Приоритетно оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта гражданам, проживающим в семьях с детьми.
Социальный контракт, направленный на реализацию указанного мероприятия, с одним и тем же гражданином заключается не чаще одного раза в год.
Срок заключения социального контракта по поиску работы – от 3 месяцев, но не более чем на 9 месяцев.
Порядок осуществления выплаты по социальному контракту – не более 4 месяцев (в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства гражданина).
- Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, самозанятости.
Социальный контракт заключается как с действующими ИП и самозанятыми, так и с желающими встать на учет в качестве ИП и самозанятого.
Срок заключения социального контракта – не более чем на 12 месяцев.
- Наличие трудных жизненных ситуаций.
Государственная социальная помощь по данному направлению оказывается малоимущим семьям, в лице гражданина трудоспособного возраста, или малоимущим одиноко проживающим гражданам трудоспособного возраста, которые находятся в трудной жизненной ситуации в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования из числа: временно нетрудоспособных по состоянию здоровья; осуществляющих уход за совершеннолетними нетрудоспособными близкими родственниками; воспитывающих детей до 1,5 лет; стоящих в очереди на подтверждение предоставления места в дошкольной образовательной организации ребенку от 1,5 до 3 лет; не имеющих возможности трудоустроиться в связи с отсутствием работы по месту жительства.
Приоритетно оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта гражданам, проживающим в семьях с детьми.
Срок заключения социального контракта – от 3 месяцев, но не более чем на 6 месяцев.
Социальная помощь на основании социального контракта малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставляется в следующих размерах:
1) ежемесячная выплата – 11 540 рублей.
2) единовременная выплата - не более 250 000 рублей (осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, самозанятости).
Предоставление адресной государственной социальной поддержки без социального контракта. Предоставляется малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам (далее - семьи), которые оказались в трудной жизненной ситуации, и по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленной Правительством Нижегородской области и действующей на дату обращения гражданина за получением адресной государственной социальной поддержки.
Независящими от граждан причинами возникновения трудной жизненной ситуации являются:
- воспитание в семье ребенка-инвалида, в индивидуальной программе реабилитации или абилитации которого имеется запись о наличии третьей степени выраженности ограничений по одной из основных категорий жизнедеятельности человека или второй степени выраженности ограничений по способностям к самообслуживанию и к самостоятельному передвижению;
- первичное установление инвалидности 1 или 2 группы гражданам трудоспособного возраста;
- потеря кормильца в семьях с детьми (на период до принятия решения о назначении пенсии по потери кормильца);
- наличие у лиц трудоспособного возраста несовершеннолетних детей в возрасте от полутора до шести лет, находящихся на учете для направления в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, и не обеспеченные местом в данных организациях;
- прекращение трудового договора в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном законодательством;
- отсутствие дохода (низкий доход) в связи с ограничением возможности трудоустройства по мотивам, связанным с беременностью;
- отсутствие дохода (низкий доход) в связи с длительной болезнью (более трех месяцев) - для трудоспособных граждан, не состоящих в трудовых отношениях, в том числе зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных;
- снижение уровня дохода семьи с ребенком (детьми) в связи с расторжением брака родителей (на период до шести месяцев с месяца подачи искового заявления о расторжении брака);
- неисполнение обязательств одного из родителей (обоих родителей) по выплате алиментов на несовершеннолетнего ребенка (детей) по исполнительным документам;
- прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;
- отсутствие в семье с ребенком (детьми) доходов у обоих родителей либо единственного родителя в связи с отсутствием возможности их трудоустройства;
- снижение уровня доходов семьи в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера) по вине работодателя либо по причинам, не зависящим от работодателя и гражданина;
- отсутствие в семье трудоспособных граждан либо одинокое проживание нетрудоспособного гражданина, не имеющего родственников (детей, пасынков, падчериц, братьев, сестер, супругов), способных его содержать (не поддерживают родственные связи, отбывают наказания в исправительных учреждениях, страдают алкогольной или наркотической зависимостью, имеют личный доход ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной Правительством Нижегородской области и действующей на дату обращения гражданина);
- обучение лиц, не достигших 23 лет, по очной форме обучения в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования на бюджетной основе;
- наличие в многодетной семье ребенка (детей) дошкольного возраста;
- низкий доход у каждого из работающих родителей (единственного родителя) несовершеннолетних детей.
Нормативная база:
Федеральный закон от 17 июля 1999г. № 178 – ФЗ «О государственной социальной помощи».
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2394 «О внесении изменений в приложение № 8(6) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
Закон Нижегородской области от 08.01.2004 г. №1-З «Об адресной социальной государственной социальной поддержке малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области».
Постановление Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2004 г. № 27 «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан»